Налоги и финансы
При постановке на учет в налоговом органе в случае непредставления заявителем документов, находящихся в распоряжении государственных (муниципальных) органов, предоставление такой информации осуществляется по межведомственному запросу.
ФНС РФ напоминает, что при оказании государственной услуги по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по межведомственному запросу могут быть истребованы сведения, находящиеся в распоряжении ПФР, Росреестра, МВД России. По межведомственному запросу осуществляется также обмен информацией при обращении иностранной организации, не представившей документы, подтверждающие аккредитацию обособленного подразделения на территории РФ, а также документы, подтверждающие право пользования такой организацией природными ресурсами.
В приложении к письму содержится перечень видов предпринимательской деятельности, в частности, в сфере образования, воспитания, медицинского обеспечения и социальной защиты, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляется справка, в том числе об отсутствии судимости (уголовного преследования).
* Письмо ФНС РФ от 11.11.2011 N ЗН-4-6/18867 «Об отдельных вопросах организации работы при реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ».
Разъяснен порядок указания в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговой базы по отдельным видам подакцизных товаров.
На основании статьи 193 НК РФ для отдельных категорий товаров, взимание акцизов по которым осуществляется налоговыми органами, налоговая база должна определяться в пересчете на тонны, литры продукции, литры безводного этилового спирта или общую мощность двигателей легковых автомобилей (мотоциклов), в связи с чем она может быть не равна количеству товара в единицах измерения, указанных в счете-фактуре или товаросопроводительном документе (графа 5 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).
Сообщается, что в случае, когда налоговая база определяется в пересчете показателя графы 5 на установленные величины, то в графе 14 заявления налоговая база указывается в единицах измерения, за которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные Налоговым кодексом РФ.
*Письмо ФНС РФ от 17.11.2011 N АС-4-2/19255 «О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»
ФНС РФ сообщила коды видов операций, не подлежащих налогообложению НДС, для отражения в налоговой декларации.
Принятыми Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ и 239-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения НДС отдельных операций, в том числе:
- выполнение работ (услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет бюджетных средств (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по страхованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций (пп. 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
До внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации налогоплательщикам рекомендовано в графе 1 по строке 010 раздела 7 декларации указывать следующие коды:
- в отношении операций, предусмотренных пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, - 1010816;
- операций, предусмотренных пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, - 1010249;
- операций, предусмотренных пп. 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, - 1010250.
В письме приведены также коды в отношении иных операций, предусмотренных статьями 146 и 149 НК РФ.
* Письмо ФНС РФ от 21.11.2011 N ЕД-4-3/19361 «О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»
Деятельность бирж и иных организаторов торгов на финансовых и товарных рынках урегулирована федеральным законом.
Принятым федеральным законом систематизирована и уточнена действующая нормативная база, регулирующая деятельность бирж и организаторов торговли, в том числе определена единая терминология, применяемая в данной сфере.
Установлено, в частности, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество, причем биржей - только акционерное общество. Организатор торгов должен получить лицензию, соответственно, биржи или "торговой системы", и обладать собственными средствами в размере не менее 100 миллионов рублей (биржа) или не менее 50 миллионов рублей (торговая система).
Законом установлены также требования к учредителям, органам управления и работникам организатора торговли (квалификация, функции, значение факта допущенных ранее правонарушений в данной сфере, ограничение доли учредителя, зарегистрированного в оффшоре, и т.д.), требования к рассчитываемым организатором торговли индексам и иным показателям, требования к участникам торгов, основные положения организации торгов и связанных с ними процедур и технологий (раскрытие информации, защита информации, разрешение споров), основные положения государственного регулирования и государственного контроля за осуществлением деятельности по организации торгов.
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением значительного числа положений, предусматривающих необходимость переходного периода (в частности изменение организационно-правовой формы действующих бирж, что будет возможно со дня официального опубликования закона, а также получение биржами и иными организаторами торговли новых лицензий), который окончательно должен завершиться к 1 января 2014 года.
* Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»
Хозяйственная деятельность
Внести плату за содержание и ремонт жилого помещения можно будет на основании платежного документа, примерная форма которого утверждена Минрегионом РФ.
Примерная форма платежного документа разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В целях автоматизации приема платежей данную форму рекомендуется дополнять специальными кодами - идентификаторами плательщика и получателя платежей. Представлять его потребителям услуг рекомендовано на бумажном носителе. Предусматривается также возможность самостоятельной распечатки такого платежного документа с использованием доступа в личный кабинет на интернет-портале, получения его по электронной почте, а также распечатки посредством информационных терминалов.
* Приказ Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».
ФСТ РФ напомнила субъектам РФ, что повышение в 2012 году специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям не должно вести к росту цен на газ для конечного потребителя более чем на 15 процентов.
Средний размер специальной надбавки, которую в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 N 335 органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, не должен превышать 25 процентов среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, одобренным на заседании Правительства РФ 21.09.2011, рост цен на газ предусмотрен в размере 15 процентов с 1 июля 2012 года.
Учитывая изложенное ФСТ РФ обращает внимание на недопустимость резкого увеличения в 2012 году размера специальных надбавок в случаях, когда их действующий размер составляет менее 25 процентов от среднего тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, если это приводит к росту конечных цен на газ выше 15 процентов и, соответственно, превышению предельных уровней роста тарифов на коммунальные услуги, на формирование которых изменение цен на газ имеет существенное влияние.
* Письмо ФСТ РФ от 23.11.2011 N НБ-9400/9 «О размере специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации на 2012 год».
В России принят новый фундаментальный закон об основах охраны здоровья граждан, определяющий правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти России в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
Законом введен понятийный аппарат наиболее общих и значимых для всей сферы здравоохранения понятий и определения, таких как "здоровье", "лечение", "профилактика" и пр., которые требуют однозначного толкования для формирования единой правоприменительной практики.
Также законом установлены основные принципы охраны здоровья:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны.
Уточнен круг полномочий органов власти РФ всех уровней в области здравоохранения.
* Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 15 января 2012 года вступает в силу Закон, устанавливающий правовые основы государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи в РФ.
Устанавливаются следующие виды бесплатной юридической помощи:
- правовое консультирование в устной и письменной форме;
- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других правовых документов;
- представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Определены полномочия Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
- органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- государственные юридические бюро.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
Государственные юридические бюро, созданные Правительством РФ до дня вступления в силу данного Закона, подлежат передаче в ведение субъектов РФ до 31 декабря 2012 года.
* Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Деятельность бирж и иных организаторов торгов на финансовых и товарных рынках урегулирована федеральным законом.
Принятым федеральным законом систематизирована и уточнена действующая нормативная база, регулирующая деятельность бирж и организаторов торговли, в том числе определена единая терминология, применяемая в данной сфере.
Установлено, в частности, что организатором торговли может являться только хозяйственное общество, причем биржей - только акционерное общество. Организатор торгов должен получить лицензию, соответственно, биржи или "торговой системы", и обладать собственными средствами в размере не менее 100 миллионов рублей (биржа) или не менее 50 миллионов рублей (торговая система).
Законом установлены также требования к учредителям, органам управления и работникам организатора торговли (квалификация, функции, значение факта допущенных ранее правонарушений в данной сфере, ограничение доли учредителя, зарегистрированного в оффшоре, и т.д.), требования к рассчитываемым организатором торговли индексам и иным показателям, требования к участникам торгов, основные положения организации торгов и связанных с ними процедур и технологий (раскрытие информации, защита информации, разрешение споров), основные положения государственного регулирования и государственного контроля за осуществлением деятельности по организации торгов.
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением значительного числа положений, предусматривающих необходимость переходного периода (в частности изменение организационно-правовой формы действующих бирж, что будет возможно со дня официального опубликования закона, а также получение биржами и иными организаторами торговли новых лицензий), который окончательно должен завершиться к 1 января 2014 года.
* Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах».