Налоги и финансы
Уточнен порядок оценки некоторых видов имущества.
Уточнены условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Социальные выплаты безработным гражданам будут осуществляться субъектами РФ . . .
Особые экономические зоны
Принят Закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории Российской Федерации . . .
Хозяйственная деятельность
Уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования финансовых рынков и страховой деятельности.
Установлены новые величины максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий для принятия их таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
С 1 января 2012 года вступает в силу Закон, регулирующий особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества) . . .
Земля, недвижимость
Уточнен порядок содействия жилищному строительству с использованием земель, находящихся в собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Определен порядок предоставления в пользование участков недр местного значения . . .
Налоги и финансы
Уточнен порядок оценки некоторых видов имущества.
В частности, установлено, что:
• в случае причинения убытков, ущерба акционерному обществу, его акционерам, а также третьим лицам в результате совершения сделки по цене (денежной оценке) имущества, цене размещения или цене выкупа эмиссионных ценных бумаг общества вследствие определения такой цены (денежной оценки) в размере, равном итоговой величине рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, эти убытки, ущерб подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности;
• стоимость строений, насаждений, посевов и сельскохозяйственных животных, утраченных гражданами, эвакуированными или переселенными из Чернобыльской зоны, определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности (в настоящее время - Минэкономразвития РФ). Ранее было установлено, что указанные стандарты оценки утверждаются Правительством РФ;
• в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не будет включаться представитель саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 346-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Уточнены условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что субъекты РФ вправе подавать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не позднее 1 июня 2012 года.
Финансовая поддержка субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, выполнившим определенные условия, оказывается при подаче заявок до 1 апреля 2012 года.
Уточнены требования к срокам реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в части этапов и объемов реализации.
Определен порядок перераспределения в 2012 году остатков средств неиспользованных лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных субъектам РФ.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 350-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Социальные выплаты безработным гражданам будут осуществляться субъектами РФ.
Осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период профессиональной переподготовки, материальной помощи и досрочных пенсий отнесено к полномочию Российской Федерации, переданному субъектам РФ. Финансовое обеспечение указанного полномочия будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, порядок расходования которых подробно регламентирован.
В то же время осуществление мероприятий по содействию занятости населения (регистрация безработных граждан, разработка и реализации региональных программ содействия занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан, надзор и контроль в данной сфере и т.д.) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и к расходным обязательствам субъектов РФ.
В законодательные акты РФ внесены и другие изменения, касающиеся полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в т.ч. бюджетных прав и обязанностей.
Так, в частности, с Российской Федерации снята обязанность по софинансированию мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (обеспечение социальной поддержки указанных лиц является расходным обязательством субъектов РФ).
Суммы штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения будут зачисляться в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов.
Определен перечень вопросов, касающихся изменения административных границ, образования представительного органа поселения, введения и использования средств самообложения, упразднения поселения, которые могут решаться сходом граждан.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Особые экономические зоны
Принят Закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории Российской Федерации.
В Законе, в частности:
• уточнены основные понятия (особая экономическая зона, управляющая компания, кластер);
• определены цели создания особых экономических зон, порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, полномочия органов управления особыми экономическими зонами;
• установлены функции управляющей компании;
• уточнено понятие резидента особой экономической зоны;
• определены особенности установления сервитутов в границах особой экономической зоны для строительства или эксплуатации объектов инфраструктуры особых экономических зон.
Установлен переходный период в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона. В переходный период допускается продление срока существования особых экономических зон, созданных до дня вступления в силу Федерального закона.
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Хозяйственная деятельность
Уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования финансовых рынков и страховой деятельности.
Ряд указанных полномочий, в частности определение перечня документов, обязательных для хранения страховщиками, перечня документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, определение порядка подтверждения квалификации актуариев, и т.д., переданы органу страхового надзора (в настоящее время - ФСФР РФ); ранее эти полномочия были предоставлены федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (в настоящее время - Минфин РФ).
Определение иностранных финансовых активов некоторых видов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, Минфин РФ уполномочен определять без согласования с ФСФР РФ.
Из полномочий федерального органа, осуществляющего государственное регулирование деятельности в области пенсионного страхования (в настоящее время - Минздравсоцразвития РФ), исключено участие в установлении правил бухгалтерского учета и отчетности негосударственных пенсионных фондов.
Правительство РФ уполномочено определять федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, вправе устанавливать порядок определения стоимости чистых активов производственного кооператива, государственного или муниципального предприятия и жилищного накопительного кооператива.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 362-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Установлены новые величины максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий для принятия их таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Банки, иные кредитные организации, а также страховые организации, соответствующие установленным условиям и включенные в соответствующий Реестр, обладают правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для указанных организаций максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий устанавливаются в зависимости от величины собственных средств (капитала) организации и норматива достаточности собственных средств (капитала) Н1.
Так например, для банка, размер собственных средств которого свыше 50 млрд. рублей и Н1 свыше 11 процентов, на все отчетные даты в течение трех последних месяцев, максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий, им выданных, установлена в сумме 8 млрд. 500 млн. рублей, а максимальная сумма одной гарантии - 1 млрд. 700 млн. рублей.
Для кредитных организаций (кроме банков), а также страховых организаций максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий установлена в сумме 170 млн. рублей, а максимальная сумма одной гарантии - 35 млн. рублей.
* Приказ Минфина РФ от 10.10.2011 N 126н «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
С 1 января 2012 года вступает в силу Закон, регулирующий особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества).
В договоре товарищи участвуют в пределах и объеме, установленных Гражданским кодексом РФ, данным Законом и договором, при этом один или несколько товарищей осуществляют от имени остальных ведение общих дел товарищей (управляющие товарищи). Каждый товарищ обязан внести вклад в общее дело.
Договор инвестиционного товарищества подлежит нотариальному удостоверению.
В Законе регламентированы, в том числе:
• права и обязанности товарищей, условия договора, срок действия договора, порядок его изменения и расторжения по требованию товарища;
• порядок определения доли каждого товарища в общем имуществе товарищей;
• порядок ведения общих дел товарищей;
ответственность товарищей по общим обязательствам;
• порядок прекращения договора.
По мнению законодателя, конструкция договора инвестиционного товарищества заключает в себе положительные свойства существующих в ГК РФ договоров простого товарищества и товарищества на вере, в которых устранены пробелы существующего законодательства, а также препятствия и ограничения, сдерживающие их использование в качестве института коллективных инвестиций в экономику Российской Федерации.
* Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе».
Земля, недвижимость
Уточнен порядок содействия жилищному строительству с использованием земель, находящихся в собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Установлено, что в целях обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, ученых и преподавателей, работающих в федеральных научных и образовательных учреждениях, земельные участки указанного Фонда передаются в безвозмездное срочное пользование только жилищно-строительным кооперативам. Ранее было установлено, что в целях обеспечения жильем перечисленных категорий граждан могли создаваться также жилищные накопительные и иные специализированные потребительские кооперативы.
Предоставление земельных участков указанным и иным жилищно-строительным кооперативам, создаваемым в соответствии с федеральными законами, для строительства многоквартирных домов экономического класса, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией субъектам РФ.
Кроме этого, в частности, регламентированы процедуры подготовки ходатайств о предоставлении земельных участков Фонда для жилищно-строительных кооперативов, создаваемых из числа работников образования, здравоохранения и культуры субъектов РФ или муниципальных образований. Установлено, что соответствующие категории граждан определяются органами государственной власти субъектов РФ; эти же органы обращаются в Фонд с ходатайством о предоставлении земельного участка. Списки работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры, имеющих право быть принятыми в кооператив, подготавливаются органами местного самоуправления и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определен порядок предоставления в пользование участков недр местного значения.
К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Перечень участков недр местного значения определяется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, решений о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, создаваемой органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
* Федеральный закон от 30.11.2011 N 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».